Тщательная обработка напильником

Категория: Жизнь как она есть
Опубликовано 07.02.2013 14:32

 

Был такой антисоветский анекдот (который, как и многие хорошие анекдоты, подспудно содержит в себе очень правильную информацию) о том, как американцы похитили чертежи первого советского спускаемого космического корабля «Буран», но сколько бы ни собирали его по этим чертежам, всё время получался трактор. Тогда они выкрали русского инженера, заперли его в ангаре со всем необходимым, и через какое-то время инженер выдал им «Буран». На вопрос, каким же образом у него это получилось, и почему не получалось у них, инженер показал им маленькую приписку внизу чертежа: «После сборки тщательно обработать напильником».

Дело совершенствования собственной психики, приведения её к состоянию наибольшей эффективности и даже выхода «в открытый Космос» вполне можно сравнить с такой обработкой напильником — и потому, что это очень кропотливая, филигранная и трудоёмкая работа, и потому, что суть её невозможно отразить ни в каком «чертеже», она принципиально неформализуема, и потому, что для её осуществления нужен такой «русский инженер», человек со смекалкой, в общем, другой нужен человек.

И тем не менее, какие-то основные принципы этой «обработки напильником» можно вывести, опираясь на свой жизненный опыт и достижения Русской культуры. Вообще, хорошо бы для такой работы подошло бы слово «йога» — потому что речь идёт о дисциплине, о постепенном и непростом «втекании» в новое состояние, новое мироощущение, о нацеленности на совершенствование души и тела и правильное встраивание себя в окружающий мир (скажем больше — на правильное встраивание себя в Промысел Божий). Но как только мы употребим слово «йога», простой русский инженер превратится в гуру с лукавыми глазами, а живая непосредственная работа «на авось» заменится поиском особо секретных чертежей и методам расшифровки их. Спасибо, не надо.

Начать надо с того, что уже известно. Что-то из этого известно всем давно, что-то стало понятно практически только что, так что попытаюсь выстроить какую-то целостную картину «с нуля».

Сама Жизнь милостью Божией несёт в себе функции постоянного совершенствования себя. По отношению к Земле функции её совершенствования лежат в том числе и на человеке — то есть, по большому счёту, смысл пребывания человека на Земле — превратить её в цветущий сад, и тем самым создать самому себе условия для следующего эволюционного шага (поэтому неправы все, кто пытается «эволюционировать», приспособившись к нынешним антижизненным тенденциям, протекающим на Земле — но об этом в другой раз).

Человек — существо социальное, то есть нам ещё предстоит осмыслить себя как единый организм Человечества. Однако уже сейчас совершенно очевидно, что психика каждого из людей связана с психиками других людей, что есть устойчивые энерго-информационно-алгоритмические  образования (эгрегоры), которые определяют поведение людей в некоторых ситуациях, порой даже в обход их воли (и, соответственно, сознания) — так, человек, попадая куда-то где ведут себя не так, как привык этот человек, невольно начинает соответствовать там принятым нормам поведения, «обстановка давит», а это не обстановка, это как раз эгрегор. В свою очередь человек своей деятельностью может (и должен) влиять на структуру и информационное обеспечение (в частности, цели) общественных алгоритмов-эгрегоров, поскольку только коллективной деятельностью можно повлиять на глобальные (то есть, имеющие отношение ко всему земному шару) процессы.

Психика человека — это весь набор алгоритмов-программ, которыми человек пользуется для осуществления своей деятельности. Опять же, к этим алгоритмам добавляется и «просто» информационное обеспечение — в виде различных баз данных (сведений), самыми важными из которых являются сведения о целях деятельности и нравственные мерила («что я должен делать и чего делать не должен» — это «перевод» на деятельностный язык хрестоматийного «что такое хорошо и что такое плохо»).

Сама психика человека состоит из двух неравных частей — сознательной и безсознательной. Сознание можно представить в виде некой рамки на логарифмической линейке, которая, накладываясь на Мироздание, отмеряет область нашего отождествления с Мирозданием. В эту «рамку» частично попадает и наша психика. Рамка нашего сознания позволяет нам применить собственную волю к тому, что в неё попало — однако за это приходится платить резким снижением быстродействия обработки информации (информация в нашей психике, которая нами не осознаётся, обрабатывается на порядки быстрее — те, кто попадал в экстремальные ситуации, когда действия совершаются безсознательно, понимают, о чём я говорю). Есть ещё трансовые состояния сознания, когда наша «рамка» сдвигается (собственно, «транс» и означает «сдвиг», «перемещение») в области, обычно находящие в безсознательном — но это отдельная тема, не сейчас.

Алгоритмы, составляющие нашу психику, бывают разной природы. Это, во-первых, алгоритмы существования нашего биологического тела (применяя компьютерную лексику — наше «железо»). Это алгоритмы, полученные нами от каких-то других групп людей (по-компьютерному — «софт» — культура, эгрегоры). Это алгоритмы, составными частями которых является «железо» и отчасти «софт» человека — алгоритмы жизни экосистем, планеты, Вселенной. Наконец, это алгоритмы, которые мы создаём сами — и которые являются кирпичиками нашей культуры. Понятно, что создавать алгоритмы мы можем только при помощи сознания, даже если мы не отдаём себе отчёта, что создаём именно алгоритмы (любое освоение новых навыков является созданием таких алгоритмов — от умения забрасывать мяч в корзину до написания поэмы или руководства строительством подводной лодки). Понятно также, что бóльшую часть времени мы используем уже готовые алгоритмы, и чаще всего делаем это безсознательно. По этому поводу одна из любимых фраз — сознание «едет» на нашем безсознательном.

На этой фразе стоит остановиться поподробнее. Во-первых, тут сразу можно вспомнить хорошее русское слово «везёт». Все говорят «мне везёт», «ему везёт», но мало кто задумывается над тем, а кто или что, собственно, везёт? А это как раз те алгоритмы, которые входят в нашу психику и которые мы не осознаём (поэтому это безличное «оно везёт»), везут нас по направлению к той цели, которую мы сами, своим сознанием себе поставили. Если цели нет, то и везти не может. Получается такая схема, что большую часть работы всё равно делает наше безсознательное, а сознание по идее должно корректировать направление движения (тут сразу вспоминается Емеля на своей печке). Но часто, к сожалению (особенно в нашей культуре, которая вольно или изподволь способствует разладу между сознанием и безсознательным), дело принимает иной оборот — безсознательное уже несёт человека куда-то, куда ему совсем не нужно, а он не в состоянии управлять этим процессом. Потому что не научен, потому что сам не в состоянии не то что выработать соответствующие алгоритмы взаимодействия со своим безсознательным, но даже не имеет подобных целей, не ставит перед собой таких задач. Грубо говоря, становится заложником собственного настроения (а настроение — это показатель работы безсознательных областей психики: всё в порядке — настроение хорошее; что-то идёт не так — настроение плохое), попадает в замкнутый круг инферно, из которого выбраться ой как сложно. Можно ещё сказать — становится батарейкой в «Матрице».

Заодно рассмотрим и такой вариант. Если у человека выставлены цели, не совпадающие с целями развития Вселенной, однако есть какие-то эгрегоры, которые имеют подобные же цели, то они вполне могут везти такого человека (конечно, до определённого срока). И у человека появляется практически полное ощущение (минус совесть), что он всё делает правильно — ему же везёт. А чем дальше эгрегор увозит человека от Промысла, чем больше сам человек своими действиями подпитывает этот эгрегор, тем быстрее он въедет в зону конфликта деятельности данного эгрегора с деятельностью объемлющего его Мироздания. Исламские богословы это облекают в такой образ — человека, избравшего неверный путь, Бог будет как бы сильнее подталкивать по этому неверному пути. Я так понимаю, чтобы как можно более полным и быстрым для человека было доказательство ошибочности этого пути. Ну или, если уж совсем убеждённый грешник, чтобы недолго мучился и других не мучил.

Любые неврозы и прочие психотические состояния можно рассматривать именно через призму такого троякого разсогласования: объективно существующие объемлющие алгоритмы Жизни (Промысел) + алгоритмы и цели, которые человек сознательно избирает для себя + алгоритмы и присущие им цели, которые везут человека в обход его сознания. Вариантов может быть множество такого разсогласования, но чаще всего, к сожалению, наблюдается несоответствие всех трёх направлений (то есть, конфликт интересов (целей) Промысла и безсознательного усиливается не только конфликтом интересов Промысла и сознания, но и конфликтом интересов сознания и безсознательного!). Вот вам и «лебедь, рак и щука».

А теперь на эту жутко конфликтную схему наложим не менее но по-другому жуткую схему, присущую другому человеку (то есть, у другого человека тоже есть конфликты, но они в любом случае немного другие — все мы разные). Разобраться тут можно двумя способами (и многие умудряются не видеть между ними различия!). Первый — найти какой-то достаточно сильный эгрегор (идею), который подчинит себе (до поры до времени!) деятельность обоих — выдаст всем общий алгоритм деятельности, установит «корпоративную этику». Так создаются корпорации (и самые опасные из них те, которые провозглашают цели Промысла, йогам и пастырям персональный привет!). Второй — постараться настроить свою психику на цели Промысла, и поскольку Промысел является общим для всех нас направлением, способствовать по мере возможностей настройке психики другого человека на эти же цели. Важно! Каждый из нас находится на своём собственном уникальном месте в Жизни, а значит, у каждого будет в чём-то своеобразный путь к единой для всех цели. Чтобы это понять, поставьте где-нибудь на листке звёздочку и вокруг неё расположите сколько угодно точек — даже если точки будут очень близко друг к другу, от каждой из них до звёздочки будет лежать иная прямая! Это значит, что в принципе невозможно передать в готовом к употреблению виде разработанные самостоятельно алгоритмы продвижения в Промысле. «И каждый усилием входит в Царство Божие».

Значит, задача каждого — в первую очередь привести в рабочее состояние собственную психику («и тем я начал свой роман»). Понятно, что без ощущения Промысла это невозможно (это не просто самый разумный эталон, это вообще единственный эталон — всё остальное «разброд и шатания», «суета сует», столь милые сердцу либералов). Понятно также, что конечной целью является отнюдь не приведение себя в порядок, а построение с другими людьми здорового организма (под названием «Человечество»), успешно реализующего цели превращения планеты в цветущий сад.

Сложная работа. Сложенная — состоящая из нескольких компонентов. Один из них — это совершенствование своего ощущения Промысла. Тут, слава Богу, у нас есть сердце (как орган интуиции), но кроме того, ещё есть Различение. Тема очень специальная — интересующиеся могут погуглить её отдельно, здесь скажу вкратце. Бог никого и никогда из нас не оставляет. Он всегда даёт нам в Различение некую информацию, которая в состоянии привести нас к правильному пониманию/ощущению пути Промысла (или, напротив, иногда лишает нас Различения каких-то вещей, которые могут нас от промысла отдалить). Проблема в том, что у нас нет привычки (сформированных алгоритмов) обращать внимание на это Различение. А Бог никого Истиной не насилует (как и Любовью Своей). А в очень раннем детстве мы фактически только от Различения информацию и получали, пока не вмешалась культура — и быстренько перенастроила наши цели (здесь важно правильно понять — я не против культуры, я против неправедной культуры; откуда эта неправедная культура взялась — тема для отдельного разговора). Значит, одна из задач приведения себя в порядок сводится к тому, чтобы обращать внимание на то, что даётся нам в Различение, соотносить эту информацию со своей жизнью, и на основе этих выводов каким-то образом менять (или создавать новые) алгоритмы взаимодействия с Жизнью (а она не только вне, но и внутри нас). Это исключительно индивидуальная работа. Общество, культура здесь могут помочь только тем, что будут поддерживать соответствующие цели и создавать в общественной жизни условия для проведения такой работы (например, в само собой разумеющемся распорядке дня каждого человека обязательно должно быть время, которое он посвящает именно такой работе по пересмотру и модернизации своих алгоритмов, даже если это не называется такими словами, а называется словами «побыть с собой наедине», «пописать дневник» или ещё как-то).

Другой компонент работы над собой — это как раз изпользование (в правильном смысле этого слова) другого человека как живого зеркала для отражения в первую очередь своих «багов» (выражаясь компьютерным сленгом). Без этого никак не обойтись (если помнить о сверхзадаче жизни людей на Земле). Но кроме всего прочего, если такая работа проводится правильно, если два человека всё более глубоко отражают друг друга, то это сопровождается такими удивительными чувствами, что прочие радости жизни вполне могут померкнуть. «Счастье — это когда тебя понимают». Тут можно обратить внимание, что слова «понимать» и «вынимать» однокоренные — то есть, дословно «по-нимать» — протяжённо принимать в свою психику другого человека, «накладывать» другого человека на себя. И такое отражение — не «просто» отражение, а обязательное участие, корректировка другого человека (часто даже безсознательная — через соответствующие области психики; здесь можно вспомнить такой факт, что в одном помещении с праведниками даже самые отъявленные негодяи преображаются).

Вот вопрос — что же можно сделать, чтобы способствовать такому взаимопроникновению с другим человеком? Пока получается такая, пока достаточно банальная схема. В первую очередь человек должен быть просто приятен — то есть, взаимодействие с ним должно быть обеспечено на уровне нашего «железа» (а учитывая, что все мы сделаны в конце концов из одного теста, можно понять, что неприятие какого-то человека — это наложение дефектов наших психик друг на друга, то есть, ненормальное, нездоровое состояние). На основе этой простой человеческой симпатии необходимо выработать то, что мы (с товарищами) назвали «проникновенным чувствованием». Это такое состояние, когда ты «пускаешь» человека достаточно глубоко в свой внутренний мир, и соответственно сам получаешь такой доступ. Этого добиться очень нелегко, потому что каждый из нас привык защищаться («жизнь заставила»), а чем глубже — тем более чувствительно, а значит и больнее, если что-то идёт не так. Но смысл работы именно в том, чтобы обнаружить это «не так» — чаще всего только при помощи другого человека это оказывается возможным увидеть! И правильное отношение к этому дискомфорту, к необходимости перестраиваться — это та установка, которой необходимо вооружиться, и о которой периодически и постоянно напоминать друг другу. «Болезнь уходит с болью». Исключение — только чудо.

И вот когда такое проникновенное чувствование достигнуто (кстати, это уровень, на котором лечили суфии-медики — женщина по закону шариата не имеет права даже лицо показывать другому мужчине; что остаётся? чувствами проникнуть в такого человека, ощутить на себе его болезнь, вылечить в себе и передать новую алгоритмику выздоравливающему), можно попытаться осуществлять сознательную работу по выявлению своих и чужих системных ошибок. Работа с уровня сознания, конечно, гораздо более эффективная, но и более рискованная. В первую очередь потому, что всё равно пока чаще всего наше безсознательное несёт нас, и наши действия являются не полноценным продвижением к пониманию сути, а пошлой отработкой инфернальных сценариев (чаще всего это банальный садо-мазохистский альянс — «сделаем друг другу побольнее, чтобы убедиться, что мы ещё живы»). И получается огромный спектр различных проявлений смуты — когда ни ты, ни собеседник до конца не понимает, что именно было сделано осознанно (и с какой целью), а что было отработкой тяжёлого наследия, чаще всего, родового наследия, в прямом смысле наследства.

В таких смутных случаях принято говорить, что «нет ничего невозможного для человека с интеллектом». Однако нужно внести существенную поправку — нет ничего невозможного для человека, который свой интеллект поставил на службу осуществления Промысла в своей жизни.

 

По материалам оригинала Глеба Деева